Презентация ООП ДО

Краткая презентация Программы

Основная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей села Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ МО и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014);
- ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155)
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);
- обязательная часть составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство », под. редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014)

Программа включает в себя 2 части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Каждая часть Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку в которые определены цели и задачи программы.
Целью обязательной части является: создание каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи обязательной части Программы:
• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
• формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

Цель части, формируемой участниками образовательных отношений направлена на разностороннее и целостное развитие ребенка, обеспечение формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи части, формируемой участниками образовательных отношений:
 - Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие.
 Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих возможностей детей, для формирования предпосылок к учебной деятельности.
 Обеспечить равный доступ к образованию всех воспитанников ДОУ с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
 Формировать интеллектуальный потенциал детей, развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через реализацию парциальных программ и технологий.
 Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей.

Принципы и подходы к формированию Программы:
В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
• индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнерство с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Планируемые результаты образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует
в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
• основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
• поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
• ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Дети. Целостное и разностороннее развитие – интеллектуальное, физическое, эмоционально-личностное, социальное, художественно-эстетическое; социализация, освоение общечеловеческих ценностей, любовь к родному селу.
Педагоги. Повышение педагогического мастерства; овладение педагогическими технологиями; ориентирование в образовательном пространстве.
Родители. Активное участие в образовательном и воспитательном процессе ДОУ.
Детский сад. Повышение качества педагогического процесса, имиджа в селе.

Содержательный  раздел представляет общее содержание

Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей по пяти образовательным областям и их интеграцию:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-речевое развитие»,
«Физическое развитие».
Организация образовательной деятельности в ДОУ включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена в образовательной программе выбранными участниками образовательных отношений программы (парциальные программы, авторские программы), технологии (методики) по образовательным областям, направленные на развитие детей, которые составляет не более 40% от общего объема реализации образовательной программы ДОУ. Выбор ниже представленных программ и технологий обусловлена образовательными потребностями, интересами и мотивами детей, родителей и ориентирована на специфику региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, возможностей ДОУ, педагогического коллектива.

Программы и технологии, реализуемые в части, формируемой участниками образовательных отношений

Парциальные программы и технологии по образовательным областям

Познавательное развитие
• «Добро пожаловать в экологию!» (Воронкевич О.А. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2014)
• «Безопасность» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.П. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2002)
• Программа « Формирования сенсорно - математических представлений
детей раннего возраста» (2 – 3 года)
• «Первые шаги» ( Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю – М.: «Русское слово – учебник», 2015).
• Поисково-исследовательская деятельность
• Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)
• Мнемотехника
• Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
• Проектная деятельность
• Критическое мышление
• Здоровьесберегающие технологии

Речевое развитие
• «Добро пожаловать в экологию!» (Воронкевич О.А. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2014)
• «Первые шаги» ( Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю – М.: «Русское слово – учебник», 2015).
• Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)
• Мнемотехника
• Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
• Проектная деятельность
• Критическое мышление
• Здоровьесберегающие технологии

Социально-коммуникативное развитие
• «Добро пожаловать в экологию!» (Воронкевич О.А. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2014)
• «Безопасность» (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.П. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2002)
• «Первые шаги» ( Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю – М.: «Русское слово – учебник», 2015).
• Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)
• Мнемотехника
• Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
• Проектная деятельность
• Критическое мышление
• Здоровьесберегающие технологии
• Портфолио дошкольника

Художественно-эстетическое развитие
• Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)
• Мнемотехника
• Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
• Проектная деятельность
• Здоровьесберегающие технологии
• Портфолио дошкольника

Физическое развитие
• «Физическая культура дошкольникам» (Глазырина Л.Д. – М.: «Мозаика-Синтез», 2014)
• Поисково-исследовательская деятельность
• Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ)
• Мнемотехника
• Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
• Проектная деятельность
• Здоровьесберегающие технологии

Краткое описание парциальных программ
Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию»
(О.А. Воронкевич)
Цель: воспитание у ребенка основ экологической культуры и познавательный интерес к миру природы, познавательные психические процессы, логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность; формировать
Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы, познавательные психические процессы, логическое мышление, познавательско-исследовательскую деятельность; формировать представление о системном строении природы, воспитывать осознанное бережное отношение к природе
Краткая аннотация.
Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение. Содержание программы представлено в методическом комплекте.
Комплект включает методическое пособие. В пособие представлена система работы по технологии «Добро пожаловать в экологию!» с детьми от 3 до 7 лет. Содержание плана работы предусматривает использование педагогами современных методов: игрового проблемного обучения, наглядного моделирования, ТРИЗ, мнемотехники.
В программу входят рабочие экологические тетради, демонстрационные картинки и динамические модели, дидактический материал, наглядная информация для родителей.
Взаимосвязь парциальной программы с образовательной программой. В основе программы лежит практико-ориентированная исследовательская познавательная деятельность по освоению детьми образовательных областей по ФГОС ДО.
Возраст детей: программа реализуется в группах детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Место парциальной программы в образовательном процессе. Система работы по программе «Добро пожаловать в экологию!» спроектирована в разных формах совместной деятельности педагогов с детьми. Непрерывно образовательная деятельность построена на совместном творчестве педагога и ребенка и представлена в форме игровых проблемных ситуаций. Экологических путешествий, викторин, клубов знатоков природы и т.д.
Самостоятельная деятельность детей предполагает создание педагогом предметно-развивающей среды, позитивно влияющей на познавательную активность ребенка.


Парциальная программа «Безопасность»
(Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)
Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
Задачи: познакомить детей с правилами поведения на улице, на природе, дома. Воспитывать здоровый образ жизни через игровые, проблемные ситуации, дидактические игры, общение.
Краткая аннотация
Программа создана на основе программы обеспечения безопасности и жизнедеятельности для детей дошкольного возраста, разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Содержание программы включает в себя методический комплект: рабочие тетради, тексты бесед, прогулок, а также игры, тренинги.
Взаимосвязь парциальной программы с образовательной программой. Содержание программы связано с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие». В программу включены стихи, загадки, пословицы, связанные с содержанием той или иной темы. По необходимости этот материал может быть дополнен. Темы занятий могут продолжаться в различных видах деятельности, интегрироваться в образовательный процесс и режимные моменты.
Возраст детей: программа реализуется в группах детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Место программы в образовательном процессе. Реализация программы – это целостный педагогический процесс. Выбор методических приемов, материалов, оборудования определяется конкретными условиями группы. Предлагаемый комплект содержит традиционные темы и совершенно новые темы и методы. Работа с детьми строиться не на запретах, а направлена на осознанное поведение в проблемной ситуации. Содержание программы отражается в развивающей предметно-пространственной среде: модели, иллюстрированный материал, макеты, развивающие игры, мнемотаблицы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Программа предполагает работу с родителями, активное закрепление полученной информации в повседневной жизни.


Парциальная программа «Первые шаги»
(Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова)
Цель: развитие целостной личности ребенка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Задачи: развивать предметную деятельность и познавательные способности детей; развивать речь; развивать игровую деятельность; развивать общение со сверстниками; приобщать детей к художественно – эстетической деятельности; физическому развитию.
Краткая аннотация.
Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики. Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности. В программе содержится характеристика ребенка раннего возраста, отражающая современные научные представления о закономерностях психического развития на данном возрастном этапе. В ней описаны особенности становления ведущей (предметной) деятельности, общения ребенка со взрослыми и сверстниками, речи, познавательных способностей, игровой деятельности, личности. В программе описываются содержание и методы работы педагога с детьми по каждому направлению развития, особое внимание уделяется способам личностно- ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программа охватывает основные сферы развития ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое. Методические разработки программы представлены в виде описания игр и занятий с детьми, которые систематизированы по следующим основным направлениям развития ребенка в раннем возрасте: развитие предметной деятельности и познавательных способностей; развитие речи; развитие игровой деятельности; развитие общения со сверстниками; приобщение детей к художественно-эстетической деятельности; физическое развитие. В методических рекомендациях авторы ориентируют педагогов на творческий подход к организации занятий, в центре которых должны стоять не столько формирование у детей конкретных умений в разных видах деятельности, сколько пробуждение у малышей интереса, удовольствия, радости от процесса экспериментирования с различными материалами, полученного результата. Принципы и цели программы согласуются с методами ее реализации. В ней предполагаются гибкое планирование деятельности педагога с учетом интересов и склонностей детей, возможность сочетания предметно-практической, игровой, познавательной, художественно-эстетической и других видов детской деятельности, предоставление детям выбора игр, игрушек и партнеров. Все это способствует созданию эмоционально-комфортной атмосферы в группе, развитию свободной творческой личности каждого ребенка.
Взаимосвязь парциальной программы с образовательной программой.
В примерной программе «Детство», которую мы взяли за основу, ранний возраст представлен в программе лишь частично – третьим годом жизни детей. Программа «Первые шаги» построена с учетом возрастных особенностей детей и направлена на формирование и полное становление ведущей для дошкольников игровой деятельности, а также обеспечивает преемственность раннего и дошкольного возраста. Она охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с образовательной программой.
Возраст детей: программа реализуется в группах детей раннего возраста от 2 до 3 лет.

Парциальная программа «Физическая культура - дошкольникам»
(Глазырина Л.Д.)
Цель: оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Задачи: 1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей; 2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх;3. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп, самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения;4. Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действия в соответствии с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.5. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям. 6. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Краткая аннотация.
Представленная программа посвящена проблемам физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Особое предпочтение отдано интеллектуальному развитию ребенка средствами физической культуры с помощью нетрадиционных методов обучения.
Возраст детей: программа реализуется в группах детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет
Место (роль) программы в образовательном процессе .
Особенностью программы является интеграция содержания данного направления с другими образовательными направлениями: интеллектуально¬ познавательное, художественное, естественнонаучное, социально - педагогическое.
Данная программа занимает одно из ведущих мест среди парциальных программ в нашем дошкольном учреждении, так как осуществляет приоритетное физкультурно-оздоровительное направление, расширяющее и углубляющее знания, умения и навыки детей.

Программа « Формирования сенсорно - математических представлений
детей раннего возраста» (2 – 3 года)
Цель: Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей раннего возраста. Формирование, устойчивых сенсорно - математических представлений
Задачи: Стимулировать и поддерживать поиск способов решения практических задач. Привлечь внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, их размеров, названий и количества. Организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорно-математическое развитие.
Краткая аннотация.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы раннего развития интеллектуальных и познавательных процессов детей ясельного возраста. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению задач сенсорно - математического развития детей раннего возраста. Содержание программы представляет собой систему проведения занятий познавательного сенсорно-математического содержания, систему дидактических игр, их планирование в режиме дня.
Возраст детей: программа реализуется в группах детей раннего возраста от 2 до 3 лет.

Содержание образовательной программы ДОУ реализуется на основе
комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи социально значимые для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Комплексно – тематическое планирования позволяет интегрировать содержание образовательной задач в различные виды детской деятельности.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Задача педагогического коллектива в работе с семьями воспитанников заключается в повышении интереса семьи к образовательной деятельности детского сада, сделать родителей своими союзниками, сплотить не только детскую группу коллектив единомышленников, но и семьи воспитанников, предупредить появление отчуждения между ребенком и семьей.
Основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является - организации совместных усилий воспитателей и семьи по созданию единого пространства развития ребёнка. В МКДОУ№1 с. Некрасовка реализуется модель взаимодействия с семьями воспитанников, рекомендуемая программой «Детство».